Инспекция требует пояснить расхождения, которых на самом деле нет

На камералке декларации по НДС инспекторы потребовали у покупателя объяснить, почему поставщик не отразил реализацию. Компании созвонились между собой, чтобы сверить отчеты, но расхождений не нашли. Что отвечать на требование, рассказывают налоговики и независимые эксперты.

ФНС
Ольга Думинская, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:

— Программа налоговиков автоматически формирует требования по расхождениям в декларациях. И находит даже несущественные расхождения в отчетах. Например, лишние пробелы в номерах счетов-фактур, буквы вместо цифр (буква З вместо цифры 3) и т. п. Поэтому вполне вероятно, что сведения в декларациях покупателя и продавца не сходятся, но внешне нестыковки неразличимы. Если компания считает, что в декларации все верно, она может не подавать уточненку. А в течение пяти рабочих дней направить пояснения по форме из письма ФНС России от 07.04.15 № ЕД-4-15/5752.
Налоговики
Олег Бубнов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:

— Программа налоговиков автоматически формирует требования к компаниям, если контрагент не сдал декларацию либо данные в отчетах продавца и покупателя не сходятся. Программа проверяет номера, даты, сумму операции и реквизиты контрагента. Возможно, покупатель ошибся в номере счета-фактуры. Например, у продавца зарегистрирован номер 000325, а покупатель в строке 020 раздела 8 записал 325. Поэтому стоит еще раз свериться с поставщиком. И если есть расхождения, то надо пояснить, что в декларации технические ошибки. Если компания не обнаружит расхождений, то на требование можно ответить, что в отчетности все верно.

Независимые эксперты
Наталия Куркина, руководитель отдела юридического сопровождения аутсорсинговой компании «Интеркомп»:

— На практике подобные требования компании получают, если дважды заявили вычет по одному счету-фактуре. Поэтому стоит проверить раздел 8 декларации на дубликаты. Если ошибок нет и компания вычет не задвоила, то надо пояснить, что в отчетности все верно. Составить пояснения можно в свободной форме или на бланке, рекомендованном ФНС в письме от 16.07.13АС-4-2/12705. Дополнительно покупатель может приложить копии счетов-фактур по спорной операции.

Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ООО «МауэрГрупп»:

— В процессе проверки деклараций двух сторон сделки возникают ошибки с номерами ИНН и КПП. Например, покупатель перепутал цифры, записал КПП подразделения и т. п.Из-за таких ошибок программа не может сопоставить счета-фактуры. Поэтому стоит еще раз сверить сведения в декларации с оригиналом счета-фактуры. А если есть расхождения, то представить пояснения налоговикам. К пояснениям стоит приложить копии счетов-фактур. Тогда у инспекции не будет оснований снимать вычеты.

Наше мнение
Сергей Воронов, руководитель финансового отдела «УНП»:

— Проверка деклараций проходит автоматически, поэтому программа находит даже мелкие расхождения в отчетности компании и контрагента (разницы в цифрах, буквах и т. п.). Но не исключены и сбои, потому в отчете может и не быть ошибок. В любом случае безопаснее не игнорировать требование. А в ответ сообщить, что в отчетности все верно, или пояснить, из-за чего возникли расхождения. Ответ можно представить в свободной форме. Но проще заполнить таблицу по форме налоговиков. Образец есть в . Кроме того, безопаснее взять у поставщика подтверждение того, что он включил счет-фактуру в раздел 9 декларации. Например, копию книги продаж контрагента и приложить ее к пояснениям.