Проверки санитарных правил

Полномочия Роспотребнадзора

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) наделена полномочиями по надзору и контролю за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

В том числе Роспотребнадзор проводит в установленном порядке проверки санитарных правил (деятельности юридических лиц по выполнению требований санитарного законодательства, российского законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров). Это установлено пунктами 5.1 , 5.9 Положения о Роспотребнадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 .

Приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по проведению проверок. В нем установлены сроки и последовательность административных процедур и действий должностных лиц при проведении госконтроля.

Процедура проверки

Плановые проверки выполняют не чаще одного раза в три года.

Исключение составляют сферы здравоохранения, образования, а также социальная сфера. Здесь такие мероприятия возможны два раза и более в три года.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются (п. 26 Регламента):

  • истечение срока исполнения лицом, подлежащим проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан, юрлиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов госвласти и местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (или возникновения угрозы подобного вреда и таких ситуаций), а также нарушения прав потребителей;
  • приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора согласно поручениям Президента РФ и Правительства РФ;
  • требование прокурора по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям.

Процедура проведения проверки в силу пункта 40 Регламента включает следующие действия:

  • рассмотрение документов лиц, подлежащих проверке;
  • обследование используемых этими лицами территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и перевозимых грузов, производимых и реализуемых товаров, результатов выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, проведение их исследований, испытаний;
  • проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.

Проверки бывают также документарными или выездными.

О плановой проверке уведомляют за три рабочих дня до ее начала, о внеплановой – за 24 часа. Проверка сведений о причинении вреда жизни, здоровью граждан, о возникновении чрезвычайных ситуаций (их угрозе) возможна без предварительного уведомления.

Продолжительность проверки (как документарной, так и выездной) – не более 20 рабочих дней. В исключительных ситуациях выездную плановую проверку могут продлить, но не более чем на 20 рабочих дней.

Ответственным за соблюдение санитарного законодательства в учреждении можно назначить, например, специалиста по охране труда.

При выявлении нарушений выдается предписание об их устранении. В случае причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций (при их угрозе) допустим временный запрет деятельности через суд. Могут отозвать опасную продукцию из оборота или запретить ее реализацию.

Требования, связанные с охраной труда

Роспотребнадзор имеет право проверить соблюдение требований санитарного законодательства непосредственно на рабочих местах в учреждении. Учреждение будет оштрафовано за выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по статьям 6.3–6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В этой сфере действуют Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и принятые в соответствии с ним санитарные правила.На практике, если учреждение располагает офисными помещениями, контролеры чаще всего проверяют:

  • воздух в зоне работы сотрудников в соответствии с гигиеническими нормативами (ГН 2.2.5.1313-03 , утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 27 апреля 2003 г.);
  • работу и расположение копировально-множительной техники (СанПиН 2.2.2.1332-03 , утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 28 мая 2003 г.);
  • организацию труда на ЭВМ ( СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 , утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.).

Проверяющие измеряют излучение от компьютерной техники, наличие заземления, требуют сертификаты на компьютерное оборудование и расходные материалы, если они должны быть оформлены.

Проанализируем сложившуюся арбитражную практику. Так, организации штрафуют за нарушение требований по освещенности, и арбитры согласны с этим (постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2013 г. по делу № А12-1864/13 , Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2011 г. по делу № А33-8863/2011).

Следует обратить внимание на площадь рабочего места. За ее недостаточность также полагаются штрафы (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. № 15АП-9722/2011 по делу № А53-8142/2011).

Казенное учреждение в соответствии со статьями 209 , 219 Трудового кодекса РФ обязано проводить медицинские осмотры, а также устанавливать перерывы в работе.

За непроведение медосмотров оштрафуют, и арбитры поддержат проверяющих. Пример тому –постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2012 г. по делу № А33-14685/2011, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. № 15АП-9722/2011 по делу № А53-8142/2011 .

Если учреждение работает с населением

Для организаций, работающих с населением, в том числе казенных учреждений, утверждены особые, более строгие санитарные нормы. Например, СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58), СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 ) и т. д.

Если учреждение заключило договор со сторонней организацией, например, на утилизацию отходов, то ответственность за нарушение санитарных норм будет возложена на нее (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 2 августа 2013 г. по делу № А31-8841/2012).

Оспорить нарушение таких норм нелегко. Но если учреждению не выделены средства из бюджета на выполнение санитарно-эпидемиологических требований, то оно может отстоять свою правоту в суде (пример – постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2013 г. по делу № А12-6/13).

Хотя и этот довод для судей не всегда весом. Они могут признать: недостаточное финансирование из средств местного бюджета, равно как и иные причины, препятствующие соблюдению требований санитарного законодательства, не могут служить обстоятельствами, исключающими вину учреждения. Особенно если пренебрежение нормами опасно для общества (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2013 г. по делу № А12-30844/12).

Казенное учреждение также должно устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Например, в одном случае прокуратура обратилась в суд с требованием обязать школу обнести свою территорию забором на основании СанПиН 2.4.2.2821-10. Арбитры поддержали это в апелляционном определении Суда Еврейской автономной области от 21 июня 2013 г. по делу № 33-290/2013.