Система оплаты труда творческих работников

творческие работники
Что учесть, когда разрабатывается система оплаты труда творческих работников. Ведь такой персонал имеет очень специфическую работу.
Так как условия труда работников театров, домов культуры, цирков имеют ряд особенностей (в частности, им нередко приходится работать в нерабочие праздничные дни и ночное время), действующим законодательством предусмотрены нюансы оплаты труда творческих работников. Зная их, можно установить оптимальную систему работы и оплаты труда таких специалистов.

Сфера деятельности творческого работника

В Трудовом кодексе РФ не пояснено, кого конкретно считать творческими работниками.

Однако в этом же кодексе обозначены сферы применения труда таких лиц. А именно: средства массовой информации, организации кинематографии, теле- и видеосъемочные коллективы, театры, концертные организации, а также цирки.

Обратимся к нормам статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1 .

В соответствии с ними творческим работником называют физическое лицо, которое:

  • создает или интерпретирует культурные ценности;
  • считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни;
  • признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того связано оно или нет трудовыми соглашениям, является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.

Также к числу творческих работников относят лиц, причисленных к таковым следующими нормативными актами:

  • Всемирной конвенцией об авторском праве (подписана в Женеве 6 сентября 1952 года);
  • Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года;
  • Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания от 26 октября 1961 года.

На какие нормы опираться, когда разрабатывается система оплаты труда

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников муниципальных и госучреждений на 2015 год утверждены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 года (далее – Единые рекомендации) (в соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ). Цель введения в действие данного документа – обеспечение единых подходов к регулированию зарплаты работников учреждений бюджетной сферы.

Системы оплаты труда (в том числе тарифная) работников федеральных государственных, муниципальных, а также госучреждений субъектов РФ устанавливают соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в госучреждениях субъектов РФ также руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами этих субъектов, а в муниципальных в дополнение к перечисленным – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Обратите внимание, что формировать системы оплаты труда рекомендовано по определенным принципам. Ведь зарплата (оплата труда) зависит от квалификации сотрудника, сложности выполняемой им работы, количества и качества затраченного труда (ч. 1 ст. 132 Трудового кодекса РФ). Но максимальными размерами она не ограничена. При этом необходимо соблюдать нормы статьи 22 Трудового кодекса РФ. То есть обеспечивать равную оплату за труд равной ценности. В том числе при определении составных частей зарплаты.

Нельзя забывать и о том, что труд артистов – это не только показ перед зрителями готового спектакля или представления, но и участие в процессе их создания, то есть репетиции.

Перечень профессий и должностей творческих работников, особенности трудовой деятельности которых установлены трудовым законодательством, утвержден постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 252 . Это, например, режиссер, хореограф, художник по свету, продюсер, суфлер, скульптор, чтец.

На данный момент российское законодательство предоставляет право бюджетным учреждениям культуры самостоятельно определять систему оплаты труда. Причем в регионах нередко разрабатываются и внедряются свои правила.

Для того чтобы понять, на какие нормы должны опираться работодатели, оплачивая труд творческих работников, воспользуемся Рекомендациями по разработке систем оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, утвержденными приказом Департамента культуры г. Москвы от 26 ноября 2014 г. № 963 (далее – Рекомендации № 963).

Система оплаты труда творческих работников

Согласно пункту 1.3 Рекомендаций № 963, систему оплаты труда работников учреждения надо устанавливать с учетом:

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);
  • единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);
  • профессиональных стандартов;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • Единых рекомендаций;
  • мнения представительного органа работников;
  • Рекомендаций № 963.

При введении в учреждении систем оплаты, отличных от системы, основанной на Единой тарифной сетке по оплате труда работников госучреждений города Москвы, необходимо:

  • разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда сотрудников с учетом специфики деятельности учреждения;
  • разработать и утвердить новое штатное расписание;
  • письменно уведомить персонал о предстоящих изменениях условий трудового договора в связи с введением новой системы оплаты труда (в соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ);
  • заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с сотрудниками.

А вот проводить аттестацию работников, которые обладают достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняют качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, нужно только при необходимости.

Аттестация целесообразна, если в учреждении имеет место внутридолжностное категорирование квалификационной характеристики, установленное квалификационными справочниками, в отношении лиц, которые не имеют спецподготовки или стажа работы, указанных в разделе «Требования к квалификации» квалификационной характеристики.