Что будет после перехода на Электронный бюджет
Чиновники считают, что штат бухгалтеров можно безболезненно сократить и перейти на Электронный бюджет. Пересуды об этом не умолкают с конца прошлого года. Разберемся, есть ли реальные основания для таких опасений.
Кому можно не переживать
Главное основание для беспокойства – перевод всех бюджетных процессов в электронную форму. Рано или поздно, но наступит тот день и час, когда все перейдут на Электронный бюджет. А это значит, что составлять бухгалтерскую отчетность будет не нужно, достаточно загружать данные главной книги. За некоторые операции будут отвечать вовсе не бухгалтеры, а другие сотрудники.
Например, обязательства по договорам будет вести контрактная служба. По оплате труда – отдел кадров. А обязанность регистрировать права требования по арендным платежам будет у договорного отдела.
Уже сейчас многие учреждения начали работать с Электронным бюджетом. Когда произойдет полная автоматизация, сказать сложно – в своих выступлениях чиновники Минфина ориентируют на 2020 год.
«Профессия главного бухгалтера госучреждения не исчезнет. Главбух останется главным регулятором финансовой деятельности, аналитиком, методологом и внутренним аудитором учреждения. Он будет отвечать за все проведенные операции и при необходимости давать разъяснения. А вот операционисты, которые разносят те или иные документы, исчезнут. Потому что другие службы будут формировать обязательства, которые сейчас учитывает бухгалтерия».
Вторая причина возможной потери работы – централизация бухгалтерий. При таком решении в учреждении только формируют первичные документы. А ведет учет и составляет отчетность выделенная централизованная бухгалтерия. Последствие для бухгалтеров конкретного учреждения очевидно – сокращение. Произойдет ли оно у вас – зависит от решения региональных органов власти.
Как видим, главбуху беспокоиться пока не стоит. Ну а если вы рядовой бухгалтер или уже известно, что ваше учреждение попадет под централизацию, подскажем, на какие вакансии можно рассчитывать.
Как подготовиться к переменам при переходе на Электронный бюджет
Кем же еще сможет работать специалист бухгалтерии, используя только свое экономическое образование и навыки? Вакансий не так уж и мало.
Представляем обзор, из которого вы узнаете, кем может работать бухгалтер бюджетного учреждения. И на какую зарплату ему рассчитывать.
Рассмотреть должность экономиста
Бухгалтер может расширить сферу деятельности и стать экономистом. Здесь больше вариантов для карьерного роста. Можно пойти еще дальше: стать экономистом-аналитиком. Это практически новая в России профессия, и специалисты считают, что перспективная. Экономист думает, рассчитывает, прогнозирует. Он же занимается бюджетированием и управленческим учетом.
По статистике, средняя зарплата главного бухгалтера бюджетного учреждения составляет 55 тыс. руб., рядового бухгалтера – 22,5 тыс. руб. Для сравнения: уровень средней зарплаты экономиста по России – 30 тыс. руб. Что касается частных организаций, то там заработные платы могут быть еще выше. При этом нет материальной ответственности, как в бухгалтерии.
От соискателя требуют высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование, стаж экономической работы более трех лет, опыт работы в бюджетной сфере. То есть специально обучаться не нужно.
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 |
Уйти из практики в проверки
Можно шагнуть в противоположную область – пойти в ревизоры или инспекторы. Представить себе эту работу несложно – вы наверняка проходили финансовые проверки. Опытного практика охотно возьмут на должность ревизора в финансовое управление районной городской администрации или инспектора в местную счетную палату. И переучиваться не нужно, и (в отличие от региональной палаты) стаж муниципальной службы не обязателен.
Средняя зарплата финансового ревизора администрации и инспектора счетной палаты в России – 40 тыс. руб. плюс дополнительные вознаграждения за успехи в работе. Это на 15 тыс. руб. ниже средней зарплаты главбуха учреждения, но на 17,5 тыс. руб. больше средней зарплаты рядового бухгалтера. Причем, ревизор и инспектор – это муниципальные служащие.
А значит, им положены дополнительные привилегии. Например, к отпускным начисляют материальную помощь - два оклада. А к отпуску за каждый год стажа прибавляют один день, и в итоге при большом стаже он доходит до 43 дней. Конечно, конкретные привилегии зависят от того, что прописано в положении о муниципальной службе конкретного района. Через несколько лет стажа в должности инспектора и ревизора вполне можно рассчитывать на продвижение по службе - стать аудитором счетной палаты или начальником ревизионного отдела. Это высшие должности муниципальной службы и прибавка к зарплате 20–30 тыс. руб.
Понять, сможете ли работать в коммерческой компании
Учет в учреждениях отличается от коммерческого. Но когда есть практический опыт и знания, разобраться и перестроиться несложно. Тем более если учреждение вело приносящую доход деятельность.
Все плюсы и минусы работы в коммерческой организации по сравнению с бюджетной мы привели в таблице.
Сравнить зарплаты главбуха в коммерции и бюджете сходу не получится. Многое зависит от отрасли и размера компании. Следовательно, чем выше зарплата и крупнее организация, тем жестче требования к соискателям.
Если компания небольшая, она может принять главбуха и без опыта работы. Требования к навыкам будут такие:
- высшее образование (финансовое или экономическое);
- знание 1С, справочно-правовых систем, бухгалтерского и налогового законодательства.
Средние компании все-таки потребуют от соискателя стаж работы главным бухгалтером не менее одного года. Наиболее востребованные навыки в этом случае – опыт прохождения аудиторских и налоговых проверок, а также компетентность в вопросах законодательства.
Чтобы устроиться главбухом в крупную организацию, надо иметь корочки о повышении квалификации и стаж руководства бухгалтерией более трех лет. В зависимости от специфики компании также может потребоваться опыт ведения бухгалтерии нескольких юридических лиц.
Таблица. Сравнение работы в коммерции и бюджете при переходе на Электронный бюджет