Как минимизировать риски выездных проверок
Инспекция в ходе проверок вправе потребовать документального подтверждения реальности совершенных хозяйственных операций (производства работ, оказания услуг), в том числе с участием контрагентов. Поинтересуются и проявлением должной осмотрительности при выборе контрагента. Как минимизировать риски выездных проверок?
От налогоплательщика ожидают, что он сумеет документально подтвердить полномочия представителя контрагента на подписание договора, акта выполненных работ. Компаниям рекомендуется убедиться, что контрагент стоит на учете в инспекции, что является действующим юридическим лицом, что располагает ресурсами для выполнения работ, оказания услуг и пр. (например, письмо Минфина России от 3 августа 2012 г. № 03-02-07/1-197).
С 1 июня 2016 года проявить должную осмотрительность проще. На сайте ФНС раскрывается информация, ранее считавшаяся налоговой тайной - данные финансовой отчетности о доходах и расходах, среднесписочная численность работников за предшествующий год и прочее
Ключевые изменения в налоговом законодательстве с 1 июня 2016 года Однако несмотря на то, что должную осмотрительность проявлять нужно, компания не несет ответственности за контрагентов второго, третьего, четвертого эшелона. В ходе одной проверки налоговики заинтересовались приобретением сырья, товаров, материалов у Поставщика 1. Назначили встречную проверку и выяснили, что это добросовестный налогоплательщик, который с этой операции заплатил НДС в бюджет. Организация как покупатель налог приняла к вычету. В поисках необоснованной налоговой выгоды инспекция проверила поставщика второго звена. Но и там все оказалось вполне легально, Поставщик 2 закупил сырье и материалы, затем реализовал их Поставщику 1, НДС ушел в бюджет.
Тогда налоговая инспекция проверила поставщика третьего звена и обнаружила, что Поставщик 3 налог в бюджет не заплатил. На этом основании налоговая инспекция отказала организации в вычете НДС. В итоге – недоимка по НДС, штраф, пени. Организация выиграла суд в округе. Однако инспекция обратилась в Верховный Суд с кассационной жалобой и надеждой на пересмотр судебного решения. Верховный суд поддержал организацию. Судьи указали, что недобросовестность контрагентов второго, третьего, четвертого звена не основание для отказа в вычетах проверяемому налогоплательщику (Определение ВС РФ от 1 февраля 2016 г. № 308-КГ15-18629).
Как минимизировать риски выездных проверок, если с ИНФС не согласны
Расскажем, как минимизировать риски выездных проверок, когда составлен акт.
Получив акт, компания вправе подготовить письменные или устные возражения. На это отводится месяц со дня получения акта. Дальше следует рассмотрение материалов проверки вместе с налогоплательщиком в помещении налоговой инспекции. После этого в 10-дневный срок выносится решение по результатам проверки. Оно вступает в силу по истечении 1 месяца после получения налогоплательщиком.
Если в течение этого срока компания успевает направить жалобу на решение инспекции в УФНС, то вступление в силу решения будет приостановлено на время проверки жалобы. Этот срок составляет один месяц, но в сложных случаях продлевается ещe на месяц. Тем самым компания получает законную возможность отсрочить момент вступления решения в силу до двух месяцев. Если же налогоплательщик не успеет в течение месяца пожаловаться в вышестоящий налоговый орган, и решение по итогам проверки вступит в силу, то и после этого в течение 12 месяцев можно жаловаться в управление. Точнее, нужно - если компания хочет открыть себе дорогу в суд, планирует там оспаривать решение инспекции.
После обсуждения материалов проверки налоговый орган может в течении 10 дней, отведенных на вынесение решения, внести в него изменения, исправить какие-то недочеты. Или, в особенности если налогоплательщик возражает, вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Те ошибки, на которые укажет налогоплательщик, инспекция может исправить. Однако если вы заметили ошибку, допущенную инспекцией в ходе проверки, не торопитесь об этом сообщать. Налоговая инспекция – ваш соперник в налоговом споре. Если инспекция исправит недочет, то в суде компании будет гораздо сложнее отстоять свою позицию.
Какой дефект, к примеру, может обнаружиться в акте? Обвинение в неуплате налогов, не подкрепленное ссылками на первичные документы. Если дефекты в акте перекочуют в решение, то признать его незаконным будет проще.
Нередко инспекция выносит неблагоприятное для компании решение на основании того, что данные бухгалтерского учета не совпадают с налоговым учетом. Скажем, проверяют 2013 год. В отчете о финансовых результатах выручка показана в сумме 200 млн рублей, а в декларации по налогу на прибыль отражено 150 млн рублей. Налоговая инспекция фиксирует в акте занижение выручки. Однако для обвинений фактов недостаточно, пока не изучены первичные документы. Вполне возможно, что в бухгалтерском учете допущена ошибка, и выручка должна быть не 200, а 150 млн. рублей.
Ошибки нижестоящих территориальных инспекций может исправить Управление ФНС. Если УФНС обнаружит, что инспекция ошиблась, вынося решение, нарушила процедуру проверки или права налогоплательщика, то может полностью отменить решение инспекции. Отменяя решение инспекции, управление должно пригласить налогоплательщика, назначить обсуждение; известить налогоплательщика о дате и времени рассмотрения материалов проверки в помещениях управления, выслушать налогоплательщика и затем в 10-дневный срок вынести свое решение. Решение Управления вступит в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).
В таблице ниже приведены ошибки инспекции, которые привели к отмене решения по итогам налоговой проверки.