Как защитить расходы на консультации

У налоговиков часто возникают претензии к консультационным услугам. Они уверены, что почти всегда такие услуги оказывали только на бумаге, чтобы завысить расходы и вычеты. В двух таких спорах налоговикам удалось выиграть. Например, суд признал, что сведения из общедоступных информационных систем не могут являться результатами консультаций ( постановление от 23.12.13 № А70-2439/2013 *). В остальных делах налоговики оспаривали не реальность консультаций, а их экономическую обоснованность. Такие споры выиграли налогоплательщики.

Что не понравилось проверяющим Решение судей Комментарий «УНП»
1 Для разработки проекта продолжительностью три года компания привлекла консультантов. Расходы списала сразу. Но налоговики пересчитали затраты, заявив, что их надо равномерно распределять в течение всего срока проекта (п. 1 ст. 272 НК РФ) Распределение расходов на консультации не требуется. Суд подчеркнул, что в договоре с консалтинговой организацией не было сказано, что результаты она сдает поэтапно и на какой именно период нужны консультации. Судьи признали действия компании верными (постановление от 05.11.13 № А27-17463/2012) При покупке актива расходы на консультации, потребовавшиеся для покупки, безопаснее включить в первоначальную стоимость объекта и впоследствии амортизировать. Ведь так считает Минфин (письмо от 06.02.12 № 03-03-06/1/70). Впрочем, компания вправе списывать расходы и сразу. Правда, второй вариант может привести к спорам с инспекторами
2 Компания заплатила за консультации для заключения договоров. Заявила вычет НДС, но получила отказ. Инспекторы решили, что смысла в консультациях не было, так как сотрудники компании и так знали все условия работы с контрагентами Расходы на консультации для изучения условий конкурса обоснованны. Судьи выяснили, что консультации нужны были для участия в конкурсе на поставку продукции, который компания выиграла. Поэтому консультации обоснованны и вычет НДС законен (постановление от 08.10.13 № А46-1263/2013) Если консультант должен найти для компании оптимальных контрагентов, безопаснее, чтобы он сравнил различные предложения (цены, качество, условия доставки и т. д.) и письменно отчитался об этом заказчику. Это условие стоит сразу прописать в договоре. Также безопаснее, чтобы функции консультанта не совпадали с работой штатных сотрудников
3 Компания заплатила консалтинговой организации, заявила расходы и вычет НДС, но инспекторы их не приняли. По мнению ревизоров, компания не получила выгоды от консультаций, кроме того, всю работу могли проделать штатные сотрудники Положительный эффект от консультаций доказывает обоснованность расходов. Суд определил, что после консультаций прибыль компании выросла. А предметом консультаций были специфические бизнес-вопросы, на которые штатные работники не могли дать ответов (постановление от 17.07.13 № А03-9875/2012) Перед заключением договора с консалтинговой организацией стоит издать приказ директора, в котором надо обосновать необходимость привлечения консультантов. В этом приказе можно прописать, что сотрудники компании не обладают должной квалификацией или слишком заняты, чтобы выполнять дополнительную работу
Задать вопрос бухгалтеру
Оставьте свои данные и наш консультант ответит на интересующий вопрос
Отправляя форму, вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных