Компании взыскали с экспедиторов ущерб за груз

Мы обобщили судебную практику Московского округа по спорам, когда экспедиторы отказываются возместить убытки за поврежденный груз. Победные аргументы в обзоре.

Экспедитор обязан возместить ущерб, если принял груз без повреждений

Экспедитор требовал, чтобы компания погасила долг за доставку оборудования в Бельгию, а также неустойку — 8,2 тыс. евро. Но организация не собиралась платить, а встречно запросила возместить ущерб — 10,7 тыс. евро. При перевозке экспедитор повредил груз, и компании потребовалось оплатить ремонт и замену деталей. Тогда экспедитор заявил, что он принял уже поврежденное оборудование, а не испортил его при доставке.

Аргументы компании. Экспедитор обязан возместить ущерб, оборудование было целым при погрузке и в промежуточном месте разгрузки в Литве. То, что оборудование повреждено, зафиксировал грузополучатель. Он сделал фото.

Позиция судей. Экспедитор халатно довез груз, иначе бы оборудование было целым. Компания потратилась на его ремонт, поэтому экспедитор должен возместить убытки в виде разницы сумм между стоимостью доставки и ремонтом — 2,5 тыс. евро (постановление от 09.02.2018 № Ф05-44/2018).

С экспедитора можно взыскать стоимость груза, который он потерял

Компания наняла экспедитора, чтобы доставить силовую установку производителя Siemens AG. Но при выгрузке в порту назначения силовая установка упала в море. Когда ее вытащили, оказалось, что она непригодна к использованию. Из-за этого убытки компании составили 8,08 млн евро, расходы на подъем установки — 4,3 млн руб., а упущенная выгода — 1,1 млрд руб. Компания написала претензию экспедитору. Так как он на нее не ответил, она обратилась в суд.

Аргументы компании. Экспедитор обязан возместить потери. Причем не только стоимость самой установки, но также неустойку и упущенную выгоду, поскольку компания рассчитывала, что экспедитор надежный.

Позиция суда. Компания получила убытки, экспедитор должен их возместить. Но размер упущенной выгоды (1,1 млрд руб.) компания не доказала. Судьи взыскали с экспедитора только стоимость самой установки и расходы на то, чтобы поднять ее из моря (постановление от 24.05.2017 № Ф05-3989/2016).

Можно взыскать ущерб, если экспедитор не соблюдает температурный режим

Компания поручила экспедитору перевезти мясные продукты на сумму 858 тыс. руб. Причем по условиям контракта он должен был соблюдать температурный режим, а именно: заморозка — минус 18 °С, охлажденная продукция — плюс 4 °С. Но эти условия экспедитор не выполнил. Когда груз пришел по назначению, грузополучатель измерил температуру в рефрижераторе. Она была равна плюс 10 °С и плюс 8 °С. Поэтому грузополучатель не стал принимать товар, а отправил его назад компании. Она составила акт, что товар испорчен, а затем потребовала с экспедитора деньги.

Аргументы компании. Экспедитор нарушил условия договора, так как при перевозке не соблюдал температуру. Он причинил компании ущерб, который должен возместить.

Позиция суда. Компания законно требует возместить стоимость груза, ведь по вине экспедитора мясо продавать нельзя, его надо утилизировать. Судьи удовлетворили иск полностью (постановление от 20.02.2018 № Ф05-1051/2018).

Задать вопрос бухгалтеру
Оставьте свои данные и наш консультант ответит на интересующий вопрос
Отправляя форму, вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных