Пять способов сблизить бухгалтерский и налоговый учет

Метод амортизации активов

Сближение БУ и НУ чаще всего производят через амортизацию активов. В бухучете есть четыре способа амортизации, в том числе линейный (п. 18 ПБУ 6/01). В налоговом всего два — линейный и нелинейный. Если установить одинаковые методы, получится избежать разниц. Правда, не во всех случаях.

Активы дешевле 100 тыс. рублей, которые компания ввела в эксплуатацию в 2016 году, в налоговом учете списывают сразу. В бухучет лимит не изменился и составляет 40 тыс. рублей. Кроме того, расходы не будут совпадать, если компания применяет в налоговом учете амортизационную премию или использует повышающие коэффициенты. В бухучете таких правил нет.

Сближение БУ и НУ через способ учета материалов

В бухгалтерском и налоговом учете есть три способа списания материалов: по стоимости каждой единицы, по средней и метод ФИФО. Выбрав один и тот же способ, можно сблизить два учета. Правда, разницы возникнут, если в бухучете учитывать материалы по покупной цене без расходов на доставку и иных затрат.

Поэтому стоит установить в бухгалтерском учете те же правила, что и в налоговом. То есть учитывать в цене материалов все расходы (п. 2 ст. 254 НК РФ). Кроме того, в налоговом учете можно постепенно списывать инвентарь и спецодежду. Если выбрать такой способ, можно также сблизить учеты.

Резерв по долгам

В налоговом учете компания вправе создавать резерв по сомнительным долгам. А в бухучете они обязательны. Поэтому для сближения стоит создать резервы сразу и в двух учетах. Причем в бухучете можно установить размер списания такой же, как в кодексе.

То есть 100 процентов от долгов, просроченных более чем на 90 дней, и 50 процентов от дебиторки с просрочкой 45–90 дней. Но совпадать расходы будут не во всех случаях. В налоговом учете резерв создают лишь на необеспеченные долги покупателей (п. 1 ст. 266 НК РФ). К тому же есть лимит — 10 процентов от выручки. В бухучете ограничений нет.

Сближение БУ и НУ через резерв на отпуска

Обязательным в бухучете является и резерв на отпуска (п. 5 ПБУ 8/2010). Чтобы сблизить учет, такое же правило можно установить в налоговой политике (ст. 324.1 НК РФ). К тому же за счет резерва можно равномерно распределить расходы в налоговом учете и избежать убытков в летних месяцах. А значит, будет меньше рисков попасть на комиссию.

Правда, полностью расхождений все равно избежать не получится. Ведь в налоговом учете отчисления определяют в процентах от фактической зарплаты, а в бухгалтерском сумма резерва зависит от средней зарплаты и количества накопленных отпусков.

Оценка незавершенки

Компании, которые занимаются массовым или серийным производством, вправе выбрать в бухучете метод оценки незавершенки. Например, по фактической себестоимости, прямым статьям затрат, стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. В налоговом учете оценку делают по сумме прямых расходов. Часть относят на остатки незавершенки и готовой продукции на складе (п. 1 ст. 319 НК РФ).

Если перечень прямых расходов и оценка остатков незавершенки совпадает в двух учетах, то разницы получится избежать. Если же компания будет использовать разные методы оценки, то возникнут разницы.

Задать вопрос бухгалтеру
Оставьте свои данные и наш консультант ответит на интересующий вопрос
Отправляя форму, вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных